8 (391) 211-01-70
ldpr24.2014@gmail.com
25 апреля
СЕРГЕЙ НАТАРОВ: ЗАЩИТА ПРАВ ЖИЛЬЦОВ — ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ЖКХ

24 апреля в зале заседания фракции ЛДПР в Государственной Думе РФ прошли публичные слушания на тему «Неэффективность нормативно-правового регулирования сферы жилищно-коммунального хозяйства». Инициаторами слушаний выступили Ассоциация некоммерческих организаций по содействию развитию товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов и ряд других общественных организаций, работающих в сфере ЖКХ. Всего в мероприятии приняли участие 96 человек из 25 субъектов Российской Федерации, в том числе представители жилищных кооперативов, управляющих компаний, независимые эксперты. Комитет Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству представлял член фракции ЛДПР Сергей НАТАРОВ.

В числе основных вопросов повестки дня были оценка эффективности нормативного правового регулирования сферы жилищно-коммунального хозяйства и выработка направлений совершенствования правовой базы ЖКХ.

По словам одного из инициаторов слушаний, почетного работника ЖКХ России Анатолия Кочегарова, в настоящее время система регулирования отрасли практически зашла в тупик: на федеральном уровне принято большое число законов и подзаконных актов – почти 350 документов, однако экономические последствия их реализации просчитаны не были, не проводилась предварительная экспертная проработка проектов нормативных актов, в результате чего на сегодняшний день в сфере ЖКХ отсутствуют четкие и понятные «правила игры», а у ЖСК, ТСЖ и управляющих компаний отсутствует понимание того, в какой системе координат они работают.

Как отмечали многие докладчики, в такой ситуации страдают не только хозяйствующие субъекты, но и жители многоквартирных домов: если раньше жильцы не знали, за что они платят, то теперь они не понимают, за что с них собирают деньги. А между тем задолженность по обязательным платежам за жилищные услуги достигла угрожающих размеров – на конец 2016 г. она составила 245 млрд рублей. При этом неэффективное регулирующее воздействие привело к тому, что средства граждан, которые они платят за содержание и ремонт своего имущества, уходят на компенсацию убытков коммунальных предприятий или в виде административных штрафов в надзорные органы. Привлечение управляющих организаций к административной ответственности в размере 250 – 300 тыс. рублей за любую неисправность в жилом доме приводит к тому, что такая управляющая компания оказывается не в состоянии надлежащим образом выполнять свои обязательства перед жильцами. На сегодняшний день более половины управляющих организаций в стране имеют объем задолженности, равный годовой сумме взносов на текущий ремонт. В то же время отсутствие механизмов компенсации убытков хозяйствующих субъектов ведет к дальнейшему роста количества ветхого жилья.

Говоря о проблемах совершенствования правовых основ отрасли жилищно-коммунального хозяйства, депутат Госдумы Сергей Натаров указал на то, что за прошедшие годы законодательное регулирование в этой сфере не принесло каких-либо улучшений: «Пора пересмотреть подходы к формированию жилищного законодательства, а не заниматься исключительно латанием дыр. Необходимо остановить метания, эксперименты в жилищной сфере и сформировать системные сбалансированные отношения между всеми участниками этого процесса. Мы слишком много обязанностей возложили на жителей в вопросах их участия в управлении многоквартирными домами. Жители — не инженеры, не бухгалтеры, не слесари и не сантехники, они не обязаны иметь специальных познаний во всех этих вопросах одновременно. Поэтому государство должно помогать им в формировании заказа на жилищно-коммунальные услуги, в приемке работ и услуг и т.д. Защита прав потребителей должна стоять на первом месте».

По итогам слушаний были приняты рекомендации, которые поступят на рассмотрение в Минстрой России и Правительство Российской Федерации. Участники дискуссии единодушно поддержали заявление о необходимости строгого следования принципу сбалансированности и исполнимости нормативных правовых актов. В государственные органы исполнительной власти было направлено предложение о проведении комплексного анализа правоприменительной практики действующих законодательных актов в сфере ЖКХ и подготовке соответствующих изменений с опорой на мнения экспертного сообщества. Целью этой работы должно стать создание прочной основы для развития системы профессионального управления жилищным фондом.

Читать далее